Кризис на Ближнем Востоке и евразийская повестка России.
Кризис на Ближнем Востоке и евразийская повестка России.
Среди израильской элиты возникло ложное ощущение, что их правительство представляет независимую ценность для Соединенных Штатов. Это, наряду с привилегированным доступом к большинству мировых СМИ, фактически поставило Вашингтон перед слишком большим количеством обязательств, от которых он уже не знает, как избавиться, пишет Тимофей Бордачев, программный директор клуба «Валдай».
В ближайшие годы политика России на евразийском пространстве, скорее всего, будет направлена на то, чтобы избежать чрезмерных обязательств при одновременном укреплении отношений со странами, которые действительно заинтересованы в сотрудничестве с Москвой, а также на усилении влияния более широких международных институтов, особенно Шанхайской организации сотрудничества. . Эта стратегия должна отвечать важнейшим целям России, которые носят внутренний характер и включают поддержание социальной стабильности, социального согласия и экономического роста. Однако нет причин расстраиваться по поводу «одиночества» России или отсутствия у нее союзников. Более того, в современном мире мы все чаще видим, как чрезмерный объем внешних обязательств, даже там, где внешнеполитическая стратегия хорошо обеспечена ресурсами, становится скорее проблемой, чем преимуществом.
На самом деле, настоящее значение кризиса на Ближнем Востоке, продолжающегося уже несколько недель, заключается не в проблеме отношений между Израилем, палестинским народом и их соседями. Даже самые драматические изменения в судьбе самого еврейского государства, не считая его непосредственных врагов в настоящее время, вряд ли окажут катастрофическое влияние на глобальную безопасность. Прежде всего потому, что это не затрагивает непосредственные интересы безопасности важнейших мировых держав — Китая, России и даже США, которые остаются главным сторонником Израиля. Однако ход событий и отсутствие идеальных решений со стороны Израиля для сложившейся ситуации вносят определенный кризис во всю американскую политику в регионе. Это, в свою очередь, не только способствует формированию нового международного порядка, но и заслуживает изучения, чтобы другие не повторяли ошибок американцев.
На протяжении всей истории Израиль в целом был относительно надежным инструментом политики США в регионе. Значение этой политики в обеспечении энергоресурсами мировой экономики постоянно возрастает. Все военные конфликты между израильтянами и их соседями в конечном итоге способствовали повышению важности присутствия Америки на Ближнем Востоке. Это было особенно актуально во время холодной войны, когда королевствам Персидского залива пришлось обратиться к Соединенным Штатам, чтобы защитить себя от возможной агрессии со стороны Советского Союза и его региональных союзников. В целом, новые военные победы Израиля создали условия для участия Америки в региональной политике в качестве глобальных миротворцев. Только Вашингтон мог серьезно повлиять на Израиль, и по этой причине взоры его отчаянных противников обратились к Америке.
В результате среди израильской элиты возникло ложное ощущение, что их правительство представляет независимую ценность для Соединенных Штатов.
Это, наряду с привилегированным доступом к большинству мировых средств массовой информации, фактически оставило Вашингтону слишком много обязательств, от которых он больше не знает, как избавиться. В настоящее время политика США на Ближнем Востоке просто сочетает общественную поддержку Израиля и военную помощь с тайным давлением на еврейское государство, чтобы оно отказалось от своих радикальных планов. В результате возникает риск, что первого будет достаточно, чтобы нанести ущерб репутации Америки в исламском мире, а второе вызовет внутреннее раздражение у израильтян, привыкших видеть в Америке своего безоговорочного сторонника.