Рождественский пост
Рождественский пост – один из самых древних. Уже в трудах святителей Амвросия Медиоланского и блаженного Августина можно встретить первые упоминания о нем.
А в V столетии святой папа римский Лев I говорил о говении как «установленном с древности обычае». Вот только пост длился не сорок дней, а всего два-три. В некоторых общинах – и вовсе сутки. Постепенно укоренилась практика воздерживаться от еды и питья в течение недели.
А сорокадневный срок установили гораздо позже – на соборе 1166 года, который провели константинопольский патриарх Лука Хрисоверг и византийский император Мануил I Комнин. Тогда же определились и с датой начала – «от 15 дня ноября». Что в переводе на григорианское летоисчисление соответствует 28-му числу этого месяца.
На Русь новое церковное предписание пришло не сразу: говеть несколько недель начали только к концу XII века. Традиция пошла от князя Андрея Боголюбского – ярого приверженца «всего греческого».
А в народе для поста придумали новое название – Филиппов. Дело в том, что последний день перед его началом – заговенье – выпадает на 27 ноября, когда верующие вспоминают кончину апостола Филиппа.
Воздержание перед Рождеством долгое, однако довольно простое. Послаблений куда больше, чем во время Великого поста. От начала (с 28 ноября) до праздника святителя Николая Мирликийского (19 декабря) по понедельникам разрешается горячая пища без масла; по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям — рыба. По средам и пятницам предписывается соблюдать сухоядение.
В период с 20 декабря по 1 января рыбу есть нельзя по вторникам и четвергам. Правила питания в остальные дни недели не меняются.
Более жёсткими ограничения в пищи становятся ближе к Рождеству. За неделю до праздника предписывается уже полностью отказаться от рыбы. А в сочельник (6 января) до наступления сумерек вообще ничего нельзя. Пока на небе не появится первая звезда – символ Вифлеемской, возвестившей миру о рождении Спасителя. Как только она загорится, можно разговеться сочивом.
На исповеди прихожане часто каются, что перестали говеть именно под конец, когда уже не было сил терпеть. И это неудивительно, ведь строгая седмица совпадает с самым популярным в России праздником – Новым годом. В Церкви к этому относятся с пониманием. Потому наряду с правилами есть и исключения. Так, нарушение поста не относится к разряду тяжких грехов. Особенно если его совершают по немощи.
Строгость именно в принятии пищи – критерий субъективный. И зависит от множества условий. Неверно будет требовать от человека, больного онкологией, сахарным диабетом или язвой желудка неукоснительного соблюдения предписаний Типикона. Это может закончиться банальным вызовом скорой помощи.
Самое главное, что «нельзя есть в пост», – это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.
Конечно, особая тема – детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.
Рождественский пост детям – это особая, очень деликатная тема. Каким будет детский пост, нужно отдельно решать для каждой православной семьи. Лучше всего это делать вместе с духовником, который знает и родителей, и ребенка, и может дать духовный совет, что будет полезно, а что нет.Поститься по всей строгости монастырского поста детям не нужно. Ведь в чем главный смысл Рожественского поста? В подготовке к Рождеству Христову, в воспитании души. Зачастую гораздо лучше договориться с ребенком о том, что в пост он, к примеру, будет есть меньше сладкого и не будет смотреть телевизор. Такое ограничение будет гораздо большим подвигом для малыша, и подвиг этот будет иметь более глубокий смысла, чем отказ от мяса, например.